pageheader =
hide_pagetitle =

Характеристики и особенности формирования набережных

Характеристики и особенности формирования набережных    

Городские набережные существуют с момента возникновения крупных городских поселений на берегах рек.  На Руси гидротехнические сооружения известны с конца X в. Это были плотины и берегоукрепления хозяйственного и оборонного назначения. Подлинного размаха строительство набережных достигло в советское время. В послевоенные годы строительство набережных велось почти во всех крупных городах страны.

     В начале XXI века изменились требования к функциональной насыщенности набережных. В настоящее время на таких территориях, часто осуществляется локальное строительство крупных жилых, деловых, общественно-рекреационных комплексов. Примерами являются международный деловой комплекс Москва-Сити в Москве (рис.1), музей на набережной Бранли (рис. 2) и дворец спорта Берси в Париже (рис. 3).

Рисунок 1. Деловой комплекс Москва-Сити, г. Москва, Россия.

Рисунок 2. Музей на набережной Бранли, г.Париж, Франция.

Рисунок 3. Дворец спорта Берси, г.Париж, Франция.

 

    Однако, широко распространенное параллельное вдольбереговое развитие городов, на сегодняшний день,  породило такие проблемы, как отрезание реки от городской ткани. Это порождает ряд проблем:  функциональную недогруженность, малоэффективность и заброшенность приречных территорий. Размещение транспортных магистралей на набережных, железнодорожных путей, ограничивает пешеходную доступность. В связи с этим, необходим грамотный подход к  проектированию новых городских набережных и реорганизации уже существующих, а так же комплексный анализ территории.

      Набережные в городах могут обладать различными функциями, сменяющими одна другую. Тем самым, формируется непрерывная структура общественных пространств.

Классификация набережных по функциональному использованию:

    • Набережные производственного характера:
    • организация портов и причалов;
    • рыболовство;
    • площадки на берегу промышленных зон.
    • Набережные рекреационного характера:
    • прогулочные зоны (бульвары, скверы парки);
    • пляжные зоны;
    • торгово-развлекательные, рекреационно-прогулочные зоны;
    • культурно - зрелищные рекреационные зоны;
    • спортивно-развлекательные рекреационные зоны;
    • историко-культурные набережные (или мемориальные).
    • Набережные транспортного характера:
    • Набережные – автомагистрали,

     На приречной территории города могут быть организованы набережные различного назначения и конфигураций, которые могут образовывать собой комплекс городских пространств, функционально насыщенных и планировочно организованных.

      В современном городе необходимо исследовать прибрежные территории, с целью выявления подходящих участков для  формирования на них различных типов набережной.

     Приступая к проектированию набережной, необходимо:

Во-первых: собрать и проанализировать соответствующие исходные данные: географическое и административное местоположение; площадь водосборного бассейна; протяженность основной реки; количество и протяженность притоков; характер формирования стока; характеристика расходов и уровней; наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений; качественная характеристика вод по химическому составу; характеристика состояния руслообразующих процессов (абразия, оползни, осовы, суффозия, аккумуляция, характер меандрирования, наличие стариц и т.п.); характеристика околоводной и водной флоры и фауны; наличие на реке зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы; использование водоема для целей рекреации.[2]

     Во-вторых: необходимо провести оценку территории по критериям качества: эстетика пространства, экологичность пространства и доступность.  Эстетика пространства складывается из композиции объектов, зеленых насаждений и малых архитектурных форм. Так же на эстетику пространства влияет уровень его организации (организация природного ландшафта, выразительность рельефа, качество покрытий). Уровень экологичности пространства определяется с помощью показателей по загрязнению атмосферы воздуха, воды, заболоченности территории, и почвенно-растительных показателей.

     При проектировании набережной необходимо помнить, что все ее составляющие неразрывно связаны одна с другой не только эстетически, но и функционально. К архитектурным компонентам набережной относятся: гидротехнические сооружения у воды; террасы набережной от линии регулирования до красной линии застройки или до берегового склона; сооружения на террасах набережной и на воде; береговой склон, если таковой имеется, или фронт прилегающей городской застройки; благоустройство и внешний вид инженерного оборудования.

    Все компоненты набережной взаимосвязаны и влияют друг на друга. Без хорошо организованного инженерного оборудования невозможно нормальное развитие озеленения. Без малых архитектурных форм озеленения не достаточно для создания комфортной среды.

     Так же, большое влияние на архитектуру  набережной имеет характер городской застройки, подходящей к ней. Если застройка террасно спускается к реке, то территория набережной должна являться органичным продолжением застройки, т.е. также иметь террасы. Если фронт застройки состоит из многоэтажных плотно поставленных зданий, подчеркивающих движение вдоль реки, то набережная также должна учитывать это движение. [1, с.54]  

     Таким образом, необходимо грамотно подходить к проектированию набережных, проводить полный комплекс исследований по всем категориям, сбор исходных данных, уделять особое внимание организации пешеходной и транспортной доступности. Все это  позволит организовать новое уникальное общественное городское пространство, путем организации городских набережных различного функционального насыщения.   

 
 

(8412) 56-17-13 г. Пенза, ул Пушкина, 2